Министерство образования и науки Российской Федерации
Первая Национальная Школа Телевидения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Фотокомпозиция

Чистяков Илья Александрович

Илья Александрович Чистяков, преподаватель дисциплины «фотокомпозиция». Родился в 1970 году, в Москве, в семье физика и химика. В результате, как ни пытались родители, получился, все-таки, лирик. Хотя и химия с физикой пригодились, когда отец впервые показал мальчику, как проявлять пленки и печатать фотографии. Домашняя фотолаборатория Чистяковых была оборудована прямо в квартире: увеличитель стоял на унитазе, а фотографии отмокали в ванне с водой. И как только включался красный фонарь, реальность неизменно становилась магической, а магия вполне себе реальной... Но серьезно этой магией Илья увлекся уже сравнительно поздно. В конце 90-х он познакомился с известным коллекционером и историком фотографии Алексеем Викторовичем Логиновым, который показал юноше неизвестные тогда шедевры отчественной документальной и пикториальной фоторафии - авторские отпечатки Андреева, Еремина, Гринберга, Свищева-Паолы, Прокудина-Горского и многих других. Эти работы буквально дышали жизненной энергией мастеров. Впоследствии, профессионально занимаясь цветкоррекцией и препрессом, некоторые из этих работ Илья Александрович подготавливал к публикации в глянцевые журналы. Именно благодаря хорошему знанию препресса ему удалось долгое время работать с самыми разными мастерами, как академической, так и концептуальной школы фотографии - Сергеем Борисовым, Сергеем Братковым и многими другими. Кроме того, Илья подготовил к печати несколько книжных фотоизданий. Они были изданы в разных странах мира. В процессе своей работы, будущий фотограф учился видеть и понимать фотографию и осваивал различные приемы фотосъемки. В то время он учился на психфаке, и ему опять сильно повезло с учителями. Одним из них был Лев Яковлевич Бродецкий, его системе пространственного восприятия посвящена отдельная глава «Фотография как» в книге Лапина. Потом уже была работа в качестве фотографа - в рекламе, в галерее современного искусства «Риджина», преподавание в Академии Фотографии, съемки для журнала «Deillusionist», и собственные проекты и выставки. В этом году Илья Александрович участвовал в фестивале GOGBOT в Нидерландах и «Мода и стиль в фотографии», проводимого МДФ, где их творческая группа стала лауреатом этого международного конкурса. Наверное, на этом можно было бы и закончить, но хочется верить, что все только-только начинается.

Интервью

Корр: Илья Александрович, Что бы Вы хотели донести до Ваших слушателей своим предметом?
И.А: Технологии приходят и уходят - голова, как главный инструмент фотографа, остается. Знание техники важно, но без умения видеть и творить, далеко не уедешь. У человека два полушария. Левое отвечает за логику, Логос, шаблоны. А правое - за Миф, композицию, творчество, целостное восприятие. Анализ и Синтез. Надо научиться плодотворно использовать оба метода.

Корр: Что нужно для того, чтобы стать хорошим фотографом?
И.А: Постоянно учиться и заниматься самообразованием, потому что без культурного багажа - никуда. Не бояться учиться и ошибаться. Взращивать в себе когнитивный диссонанс по отношению к своей профессии - тогда все время будешь в развитии.

Корр: Можно ли самостоятельно обучиться фотографированию?
И.А: Можно, но времени на это потребуется значительно больше. Есть такая китайская поговорка - «Лучше плохой учитель, чем хорошая книга». А если учитель хороший - тогда совсем замечательно.

Корр: Открыта ли эта профессия для каждого или быть фотографом - удел избранных?
И.А: Открыта только для тех, кто этого хочет. Мотивация рождает все остальное - упорство, внимание, труд, стремление учиться у других. Плюс, необходим все тот же культурный багаж.

Корр: Какими основными качествами должен обладать фотограф?
И.А: Фотография, пожалуй, самый «технический» вид искусства. Нужно изучать и все технические аспекты этой профессии и развивать художественное видение и вкус. Можно сказать - хороший фотограф - это человек эпохи Возрождения, универсальный человек, как Леонардо да Винчи.

Корр: Перспективна ли на сегодняшний день профессия фотографа?
И.А: Фотография, как говорил Вальтер Беньямин, это отпечаток реальности. Пока на эту роль, кроме фотографии, ничто другое в нашей культуре не претендует. Поэтому, в обозримом будущем, профессия фотографа никуда не денется. А профессионалы всегда буду находить свои ниши, малодоступные простому обывателю с фотоаппаратом. Еще, возможно, мы увидим в ближайшее время гибриды фотографии с компьютерными технологиями. В видео это уже происходит, например, мы смотрим «Властелин колец», как обычный художественный фильм, но там 90 процентов сцен нарисовано на компьютере. То есть, технологии будут ощутимо меняться, конечно, но профессии это не грозит. Да и законы нашего восприятия тоже никуда не денутся, поэтому для данной профессии их так важно изучать.

Корр: В чем особенность работы фотожурналиста(фотокорреспондента)?
И.А: Для фотокорреспондента к идеалу леонардовского человека надо еще добавить открытость, коммуникабельность и, желательно, хорошую физическую форму.

Корр: Фотохудожник это профессия или взгляд на жизнь?
И.А: Фотохудожник - это Взгляд на Жизнь.

Корр: Что бы Вы пожелали слушателям школы или тем, кто только собирается сюда прийти учиться?
И.А: Получать от процесса обучения самый настоящий кайфJ.

Rambler's Top100