Первая Национальная Школа Телевидения
Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина

Фаносян Мартирос. Режиссура телевидения

Фаносян Мартирос

Режиссер, сценарист, актер.
Член Союза Кинематографистов РФ. Закончил ВГИК. Профессор.

Автор сценариев и режиссёр-потановщик более 20 игровых и документальных фильмов:

  • «Конец игры» 1978
  • «Чужак» 1984
  • «Созвездие козлотура» 1989
  • «Окно в Европу» 2001
  • «Ни шагу назад» 2003
  • «Идущий к солнцу» 2004
  • «Нечаянная радость» 2005 и др.

Разговор с мастером.

Корр. – Скажите, что важнее для режиссера – талант или образование, знания, багаж, интеллект в конце концов?
Ф.М. – Я абсолютно уверен в том, что у любого творца, художника должно быть внутреннее чутье на то, сколько и чего ему нужно знать, а сколько и чего именно – нет. У американцев целый какой-то институт проводил исследование относительно таланта и интеллекта. И ученые пришли к тому, что все люди делятся на 4 группы, категории:
- талантливые интеллектуалы
- неталантливые интеллектуалы
- талантливые неинтеллектуалы
- неталантливые неинтеллектуалы.
После чего всех великих и знаменитых стали разносить по этим группам. И в итоге получилось, что в кинематографе, например, самые яркие, значимые, революционные работы сняли режиссеры, которые относятся к категории «талантливые неинтеллектуалы».
Поэтому талант, дар, искра Божья – это важно и нужно. Но! Если нет таланта, но есть интеллект, трудолюбие, упорство, то из такого человека получится прекрасный профессионал, который, скорее всего, ничего великого не сделает, но все, что сделает, сделает хорошо. Таких людей тоже немного, и они очень нужны.
А вообще бывает по-разному…Например, гениальный английский актер Джон Гилгуд первые 20 лет своей карьеры играл роли, либо эпизодические, либо те, которые выпрашивал и получал по блату. Таланта не было. На сцене он был скучен. Режиссеры и публика его не любили, а то и просто не замечали. И только после своих сорока лет он начал играть по-настоящему. И в итоге сейчас считается одним из лучшим исполнителем ролей героев Шекспира. 20 лет его дар дремал и не подавал признаков жизни, а потом проснулся и развернулся. И так бывает…
И еще.. Талант невозможно привить или дать. Можно научить только трудолюбию и уважению к своему труду. Вот этому и учим.

Корр. – Есть ли какая-то специфика в обучении будущих режиссеров?
Ф.М. – Конечно, есть. Например, изначально у нас в школе было принято режиссерам и режиссерам монтажа сдавать по одной дипломной работе. Я настоял на том, чтобы было таких работ две. Потому что в первой работе все гениальны. Вернее, это они так думают, что сделали, сняли, смонтировали шедевр. Необходимо время, чтобы они пришли в себя и увидели свою работу более менее объективно, смогли заметить все свои ошибки и успели исправить их в следующей работе.

Корр. – Что привлекает в телевидении Ваших студентов сейчас?
Ф.М. – Творческая работа. Это в первую очередь. Плюс, если выпускники наши учатся с отдачей, то у них есть шанс получить по итогам очень приличную работу с достойной оплатой. Наши выпускники востребованы на телевидении, а не это ли главное – быть востребованным и мочь оправдать возлагаемые на тебя надежды?

Rambler's Top100