Приемная комиссия 8 495 201-13-00 Напишите нам

Вяткин Владимир Юрьевич. Фоторепортаж

Вяткин Владимир Юрьевич

Фотограф, фотожурналист, преподаватель факультета журналистики МГУ.

Владимир Вяткин родился в 1951 году в Москве. Закончил факультет журналистики Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.

С 1968 года по настоящее время работает фотокорреспондентом агентства печати Новости (АПН) – Российского Информационного Агентства «Новости» (РИА «Новости»).

С 2004 года Владимир Юрьевич является академиком Международной гильдии фотографов средств массовой информации.

В 1985 году Международная Организация журналистов (IOJ) присвоила ему статус «Международный Мастер Фотожурналистики».

Вяткин — участник множества российских и международных выставок, его персональные выставки проходили во многих городах России, в Югославии, Словении, Чехии, Венгрии, Болгарии, Китае, Монголии, Никарагуа, Сирии, Германии…

Он обладатель приза «Golden Eye» (Золотой глаз) и трех золотых медалей «World Press Photo», трижды он входил в жюри этого конкурса (1987, 1988, 1992 гг).

Работы Мастера побеждали в престижнейших фотоконкурсах — Интерпрессфото, Mother Jones Photo Contest(International Fund for Documentary Photography — США), SSF World Sports Photo Contest (Япония), Humanity Photo Award и Great Wall (Китай)…

В 1998 году Международный Олимпийский Комитет (Швейцария) вручил Вяткину диплом «Лучшее портфолио».

В 2002 году он получил «Золотой приз» Саддама Хусейна.

Разговор с Мастером.

Корр.-Владимир Юрьевич, как Вы считаете, современная фотожурналистика еще жива, еще востребована?
В.Ю. – Сейчас у фотожурналистики тяжелые времена. Ее оттеснили на второй план Интернет и телевидение. Если раньше отсчет в скорости передачи информации шел часами и днями, то теперь, чаще всего, телевидение ведет прямые репортажи с полей боевых действий, из всяких горячих точек, с мест катастроф и стихийных бедствий. Поэтому фотожурналист, в силу ряда обстоятельств задерживается и опаздывает. Хотя не могу не отметить, что современные технологии передачи фотографий намного ускорились, стали более оперативными и более емкими. И тем не менее они опаздывают, они проигрывают Интернету и телевидению. Вижу ли я в дальнейшем какое-то развитие и возрождение фотожурналистики? Безусловно, это будет. Не могут ни телевидение, ни Интернет проникнуть глубоко в душу человека, в его характер, внутренний мир. Телевизионная группа — это, как правило, несколько человек. Фотограф же — он один, и вполне может освоиться, внедриться, проникнуть в какую-то систему, общественную, человеческую. Людей образованных, помимо просто факта, события, интересует его глубина. Это основа всего: и литературы, и журналистики, и любого искусства. Поэтому фотожурналистика имеет неплохие шансы не только на выживание, но и на развитие, расцвет.

Корр. — Насколько сейчас велика потребность российской и зарубежной прессы в фоторепортажах, и в каких?
В.Ю. — Современная пресса, российская или зарубежная, нуждается в классных, высококачественных фотографиях. Фоторепортажи и сейчас нередки, на страницах журналов или газет они занимают достаточно много места. Но часто редакторы покупают не те фотографии, которые достойны публикации, а просто, что под руку попалось. Конечно, так не во всех изданиях. Есть и те, в которых фотографии всегда довольно высокого уровня. Например, «Огонек», «Итоги», совсем недавно созданный журнал «Русский Репортер», журнал очень интересный, с точки зрения литературы, информации и конечно с точки зрения фотографии. В этом журнале работают весомые и авторитетные фотографы с мировым именем, мировым признанием.

Корр. — Каким требованиям (с художественной точки зрения) должен отвечать репортаж для того, чтобы он попал в прессу?
В.Ю. — Что значит — репортаж? Что такое — репортаж? Репортаж — это серия фотографий, сделанных в неком событии, фотограф помещен в некие рамки, эти рамки временные и событийные, и с окончанием события заканчивается фоторепортаж. Я раньше очень часто снимал фоторепортажи. Сейчас снимаю реже этот жанр. Меня интересует больше фотоочерк. Более сложный, более значимый для меня жанр фотожурналистики. Более глубокий и тонкий. Это требует большой профессиональной подготовки, большого опыта, большой отдачи временной, технологической и физической. Но и оценивается, воспринимается он совсем иначе. Как минимум, издателями, редакторами…

Корр. — Какие технические требования применяются к работам современных фотожурналистов? Возможно ли использование программ-фоторедакторов. Допустимы ли обрезка кадра, наложение спец эффектов и т.д. и, если допустимы, то в какой мере?
В.Ю. — Безусловно сделанную фотографию можно подредактировать, немножко подправить, откорректировать, и технологически, и визуально, поправить композиционно, сделать достаточные акценты с тем, чтобы привлечь внимание к фотографии. В современной фотожурналистике, в тех авторитетных агенствах, изданиях типа Рейтер, Асошиэйтед пресс, Франс пресс, в наших агентствах: ИТАР ТАСС, РИА Новости Photoshop практически исключается. Я знаю, что не так давно были скандальные истории в агентстве Рейтер, где фотографы пытались применить Photoshop, слегка подправить и подкорректировать цвета, тональности фотографии, дополнить или отнять какие-то детали композиции и моментально возникали скандалы, вплоть до увольнения фотографов из этой системы.  К сожалению, в современную фотографию внедряются всевозможные изобразительные искусства, живопись и графика, происходит некое смешение и современная фотография в том ее изначальном применении теряет основу свою. Основа — это документальность. Идет подмена всяческими технологическими приемами, возможными стилистическими извращениями. Поэтому надо очень быть внимательным к фотографии, как к некой документальной ценности.

Корр. – Я слышал о теории, в которой говорилось, что, если просто снимать каждый день (например, по 36 кадров), то можно стать профессиональным фотографом через полгода или год. Это действительно так? Или все же необходимо учиться, вот, например, у Вас в Школе Телевидения и Дизайна?
В.Ю. – Глупость это, а не теория! Учиться надо! Нет, наверное, бывают самородки, изначально гениальные фотографы, которые уже родились с этим даром. Но даже им приходится осваивать новую технику, перенимать какие-то приемы… А уж всем остальным, обычным людям и подавно необходимо образование в этой области. Мои студенты, тут, в школе осваивают профессию фотожурналиста, и технологически и исторически и художественно. Затем защищают диплом на некую выданную тему, в последствии получают диплом о праве на профессию. О праве на работу фоторепортером и фотожурналистом. Для того, чтобы развить какие-то навыки помимо учебы теоретической, необходимо все время работать, снимать, быть в курсе тех событий, которые происходят вокруг.

О Владимире Вяткине и его таланте:

Мария Плотникова, спортивная журналистка: — «Мне очень нравится, как снимает спорт Вяткин. В его фотографиях всегда есть конфликт, история, рассказ, а не просто фиксация интересного момента. Хочется смотреть на них подолгу и возвращаться к ним. Одна из любимых его фотографий – “Тренер и его команда”, фотоочерк “Удаление на последней минуте”

Ольга Кабанова, журналист газеты «Ведомости»: — «Фотограф, ставший звездой в своей области еще лет двадцать назад, вдруг так резко сменил стилистику зрелых 80-х на новую, свежую, что на фотоконкурсах легко обходит фотографов нового поколения. Вяткин говорит, что новым видением его заразили ученики, а главное для фотографа — понимать, что именно надо снимать. Рецепт, похоже, универсальный: качественно на хорошей технике сегодня снимают многие, а выделяются только те, кто знает, зачем эти навыки нужны.»

Игорь Пономарев, фотограф: «После обучения у В.Ю.Вяткина у меня появился новый взгляд на жизнь и фотографию. Стал снимать людей, ситуации, жанры. Владимиру Юрьевичу отдельное спасибо за организацию съемок в Дивизии внутренних войск имени Ф.Э.Дзержинского. Мы снимали с ним испытания на право ношения крапового берета. Была возможность почувствовать себя репортером в экстремальной ситуации, ведь пришлось бежать с участниками и по ледяной воде, и по болоту.»

Фотоработы В.Ю.Вяткина