Первая Национальная Школа Телевидения
Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина

Фотокомпозиция

Мухин Алексей Николаевич

Алексей Николаевич Мухин: «Я научу Вас мыслить фотографически»

Окончил факультет журналистики МГУ (диплом на тему "Семантика образа в рекламной фотографии"). Учился в аспирантуре философского факультета МГУ (Тема диссертации – «Эстетические аспекты конструирование визуального образа рекламной фотографии»). Получил дополнительное образование в Институте проблем информационного права (диплом на тему «Анализ авторского договора с фотографом»). Работал корреспондентом в журнале «Фанограф» (2001 – 2002 гг.), фотографом в компании «Beatrix» (real-estate) (2002 – 2003 гг.), фотокорреспондентом в журнале «Базаров (2003 – 2004 гг.), в фотобанке «Photoproart» (2004 – 2005 гг.), в фотоагентстве «Russian look» (2005- 2006 гг.). Принимал участие в выставках: «Серебряная камера 2005» (номинация «лица»), «Серебряная камера 2006» (номинация «архитектура»), «4F. What the F….is life» (LiFe is Fashion), «Фотоцентр», июль 2007; «Серебряная камера 2008» (номинация «архитектура»). С 2006 фотограф-freelance. Занимается фотосъемкой для газеты «Газеты», журналов «Огонек», «ОМ», «Модный магазин», «Город Женщин», фотоагентства «Russian look».

Корр. Какие мастера фотографии оказали влияние на Вас как на фотографа?

Я бы не стал говорить о том, что кто-то из фотографов на меня повлиял. Я самобытный фотограф, и никогда не пытался кого-то копировать или кому-то подражать. Поэтому я лучше скажу, кто сформировал мое фотографическое видение. Во многом это заслуга французского философа Ж. Бодрийяра, который, замечу, тоже немало фотографировал, его работы даже выставлялись в Москве в 2002 году. Много продуктивных мыслей я почерпнул также из книг В. Флюссера «За философию фотографии» и Р. Барта «Camera lucida. Комментарий к фотографии».

Корр. Какие жанры фотографии сегодня популярны?

Многих фотография сейчас интересует прежде всего с коммерческой точки зрения (съемка свадеб, рекламы). Имеет смысл, наоборот, обратить внимание на такой «умирающий» жанр, как «street photography»; ею в России мало кто занимается.

Корр. Как Вы думаете, не происходит ли в настоящее время обесценивание фотографии?

К сожалению, это так. В ситуации, когда многие стремятся заработать на фотографии денег, очевидно, и происходит ее обесценивание, превращение в «товар».

Корр. Получается, дискредитация фотографии как «письма света» происходит в связи распространением общедоступных средств редактирования цифровых фотографий, так?

Я убежден, что это центральная проблема современности. Фотографии, подвергшиеся цифровым манипуляциям, не вызывают к себе должного уважения, так как они подделывают видимую реальность, которую они призваны объективно отражать. Зритель постепенно привыкает к псевдореалистическим образам, так что они мало-помалу начинают восприниматься как норма, а норма – как естественность. Легитимизация цифровых манипуляций может привести к тому, что доверие к фотографии может быть скоро будет подорвано. Именно по этой причине я не «шоплю свои снимки, да и своим ученикам не советую. Ведь как справедливо заметил Р. Барт, выразительные свойства светописи состоят в том, что сфотографированное тело прикасается к зрителю «своими собственными лучами, а не искусственно привнесенным светом».

Что касается различных спецэффектов, я считаю их «баловством» и «трюкачеством». Технологии не стоят на месте, а значит, спецэффекты оказывает на зрителя суггестивное воздействие лишь на непродолжительное время: со временем они устаревают, утрачивая прежнее очарование. Эффекты десятилетней давности воспринимаются сейчас как примитивные. Современные «отфотошопленные» фотографии со временем будут выглядеть также наивно, как первые раскрашенные снимки (подобная практика имела место до изобретения цветной пленки).

Корр. Какое фотографическое видение следует считать художественным?

Оригинальным видением обладает фотограф, фиксирующий мир с неожиданных нестандартных ракурсов. Именно благодаря ракурсу, считает кинотеоретик Б. Балаш, «фотография вообще могла стать искусством». Конечно, не только удачно найденный ракурс делает фотографию выразительной. Есть много других приемов – о них я как раз и рассказываю на своих занятиях.

Корр. Почему сегодня очень сложно найти книги отечественных авторов (в отличие от западных) о фотографии?

Ну почему же они есть, просто, прочитав их, Вы в лучшем случае научитесь снимать технично, сообразно композиционным правилам, обрабатывать изображения на компьютере. Но ни одна из этих книг не научит Вас самому главному - мыслить фотографически, я же на это делаю основной акцент в своем спецкурсе.

Rambler's Top100