Первая Национальная Школа Телевидения
Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина

Шабардин Анатолий Петрович. Операторское мастерство

Шабардин Анатолий Петрович

Шебардин Анатолий Петрович выдающийся телеоператор и тележурналист.
Преподавал в Школе Телевидения и Дизайна с 2005 по 2010 год.
Мы храним добрую память об Анатолии Петровиче и сохраняем его школу и методики преподавания.

Профессор, зав. кафедрой, зав. операторским отделом ТТЦ «Останкино».

Заслуженный работник культуры, отличник телевидения и радиовещания. Лауреат ряда международных премий, дважды лауреат премии «ТЭФИ», лауреат Всесоюзного фестиваля документальных фильмов (1 премия) в г.Киеве. Главный оператор — начальник отдела телеоператоров Телевизионного технического центра «Останкино». Стаж работы — 42 года, образование высшее — журналист-оператор.

За время работы создано более 3000 телевизионных программ различных жанров.

За операторскую работу по освещению особо важных программ отмечен государственными наградами СССР, ГДР, МНР, СФРЮ, Кубы. Провёл много совместных работ с ведущими телекомпаниями мира. Имеет большой опыт преподавательской работы. Ведёт активную творческую деятельность в качестве оператора-постановщика

Видео-фильмы:

  • - «Дорогами отцов»
  • - «Дзержинцы»
  • - «Слово о “Правде”
  • - “Вторая встреча с Индией”
  • - “Космический век” — 7 фильмов
  • - “Часовые советских границ”
  • - “От колыбели на всю жизнь”
  • - “Энциклопедия человечества” (для ЮНЕСКО)
  • - “Это любовь”
  • - “Война священная” — 3 фильма

Интервью мастера.

Корреспондент: Что делать молодому кинооператору, если у него нет специальных аксессуаров?
Шабардин: Если это серьёзный оператор, то у него должна быть съёмочная группа и начальство, которое составляет смету.

Корр.: А если нет начальства и сметы нет? Какую замену можно найти в бытовых условиях, к примеру, светофильтрам?
Ш.: Экспериментировать надо. В своё время у меня не было под рукой специальных фильтров. Это сейчас ты себе можешь найти какие угодно фильтры: и крейц-эффект, и туманный фильтр, и фог, и “поляройд”. А тогда мы всё своими руками делали. Если надо убрать фактуру, а фокус оставить или сделать легкий-легкий флёр по бокам, то можно обойтись обычным лаком. Если нужен был крейц-эффект, я пользовался обычным вазелином: чуть-чуть капнул на стекло, размазал, и вот вам, пожалуйста, крейц-эффект.

Корр.: Да, Ваш документальный фильм о брошенных детях, который мы смотрели, очень показателен в этом отношении. Когда Вы снимали человека на фоне окна, Вы не пользовались компенсирующим фильтром, и листва “выгорела”, как будто съёмки происходили осенью, а не посинела, как обычно бывает в таких случаях.
Ш.: Надо взять экспонометр. Если ты выбрал время по количеству света на улице, надо снимать в это время и очень быстро, максимум десять минут.

Корр.: А что делать оператору, если ему нужно снять движущийся объект, а у него нет ни штатива, ни передвижной техники?
Ш.: Прежде всего, найти опору. Использовать широкий угол, оптический, либо на штатном объективе, но всё равно на самом широком угле диапазона, либо широкоугольной оптикой или линзой.

Корр.: Допустим, у нас нет широкоугольной насадки. Можно ли найти ей замену в бытовых условиях?
Ш.: Можно. Вот Володя Ворошилов мечтал, чтобы у него над игроками, над столом, была иллюзия верхней точки съёмки и гипертрофированный общий план. Во-первых, камеры были тяжёлые, и ее так просто не повесишь. Во-вторых, не было широкоугольной оптики, линз. Однажды — я тогда работал на электроламповом заводе — попросил, чтобы технологи сделали колбу десятикиловаттной лампы и покрыли её сверху амальгамой, а она вообще-то такая нежная, поэтому надо аккуратно обращаться. Если зеркало — это стекло плюс амальгама, то здесь, наоборот: сначала амальгама, потом стекло. Это понятно, чтобы не было неприятностей с изображением. Вот я ему привёз такой шар. Это же ёлочное украшение. Вы видели, что творится в маленьком шарике? Только это здоровый шар, потому что нужно, чтобы камера, стоящая в приглушённой по свету зоне, сравнительно издалека могла выкадровать кадр. В маленьком шаре этого не сделаешь, а здесь шар большой. Посмотрите, какой эффект в ёлочной игрушке. Вы увидите бешеное искажение изображения за счёт эффекта широкого-широкого угла. Я это нашёл и творчески использовал, а Володя получил то, что хотел. Вот вам, пожалуйста, сподручные средства.

Корр.: Что бы Вы пожелали молодому оператору?
Ш.: Вам это может показаться странным, но, прежде всего, я пожелал бы понимать, что кино и телевидение — искусства режиссёрские, а отсюда следует, что оператор — человек приглашаемый. И надо очень чётко понимать, какие задачи перед оператором ставит режиссёр, а отсюда — роль и место оператора. Иногда у многих возникает комплекс, грубо говоря, кто главней, и начинают делить. Никогда не надо делить. Прежде всего, режиссёр есть режиссёр. Вот если оператор этот комплекс в себе задавил, с самого начала понимая, какую задачу перед ним ставят, то это будет классный оператор, и ему будет легко работать. Ушёл этот комплекс, и делить нечего. Всегда в телевидении и кино, так или иначе, складывается творческий дух взаимоотношений. У меня есть сотня режиссёров, с которыми я проработал. По большому счёту, до сих пор у меня сохранилось, может быть, три или четыре режиссёра, с которыми мы понимаем друг друга. Вот это — самое главное. Ну а дальше — остаётся набирать профессионализма.

Сергей Бочков

Rambler's Top100