Школа Телевидения Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина
КОНТАКТЫ И РЕГИСТРАЦИЯ

Ведущий телепрограмм подробно

Современное телепроизводство (2 лекции на потоке)

Структура вещательной телекомпании и работа с эфиром:

Лектор (с опытом практической работы на ТВ) раскрывает нюансы системы телепроизводства, знакомит с реальными проблемами и способами их решения, рассказывает о специфике работы большого творческого организма по вертикали от президента до конкретного сотрудника, и по горизонтали – на каждом уровне.

Функция редактора в координации и продвижении проекта в связи со всеми группами. Функция тележурналиста. Функция ведущего.

Раздаточные материалы, структура ( отделы и пр.). Термины (микрофонная папка и пр.).

Теоретическо-практическое

Производственная база телекомпании. ( в монтажных и звуковых  аппаратных и у реж. пульта).

Студенты получают конкретное представление об аппаратной и режиссерском пульте, посещают цеха, монтажный комплекс. Получают комментарий педагога, ответы на вопросы.

Раздаточные материалы.

Теор-практ Производственная база телекомпании. ( в монтажных и звуковых  аппаратных и у реж. пульта)

Общее представление об аппаратной и режиссерском пульте.

Раздаточные материалы.

Группы: сценарная, режиссерская, операторская, звукорежиссерская, редакторская., ассистентская, группа стилиста программы, административная, продюсерская. Художник-постановщик. Композитор. Монтажер.

Операторский цех. Осветительный цех. Цех съемочной техники. Монтажный комплекс. Цех озвучания программ. Цех декоративно-технических сооружений.

Культурология (кино, изобразительное и зрелищное искусство)

Комментарий: Программа общеобразовательных предметов нацелена на конкретные специальности. Мы учитываем, что абитуриенты получили базовый минимум по Мировой художественной культуре (МХК), обязательный для среднего образования, а часто и высшее образование, поэтому темы лекций сформулированы по конкретным проблемам, а факты истории искусства группируются вокруг этих проблем и рассматривается через разные эпохи и стили. Программа дополнена раздаточными материалами, что позволяет общие сведения по истории искусства и культуры дополнительно изучить по тексту в схемах и рисунках, в рекомендованной литературе, а устно получить углубленные понимание культурных взаимосвязей и парадигм.

Лекции на потоке
Язык кино: от визуальной грамотности к искусству

Визуальная грамотность (термин Скорсезе). Свет, движение, время и подтекст. План (крупный, средний, общий), монтаж, звук.

Монтаж как способ рождения подтекста. Мастерство визуального повествования (Хичкок)

Цветовая гамма. Изобразительная структура. Музыка в кино. Ранний кинематограф.

Виды кино. История возникновения кинематографа в разных странах. Связь кинематографа с другими искусствами. Крупнейшие мастера мирового кино в период немого кинематографа. Рождение звука в кино.

Тенденции и тренды современного кино Направления глобальной массовой культуры и тенденции субкультур регионов. Мейнстрим и альтернативное кино. Тренды мирового современного кино. Расширение ассортимента фильмов. Применение спецэффектов, реальная съемка и конвертация в формат 3D. Отечественное кино.

Кино и ТВ. Тематические каналы ТВ, посвященные кино. Кино ТВ, «Наше кино» — проект НТВ-ПЛЮС и другие проекты. Документальное кино и информационные видеосюжеты ТВ.

Путешествие стилей изобразительного искусства во времени. (композиция, перспектива, ключевые образы)

Появление новых стилей как выражение ментальной специфики новой эпохи, рождение новой парадигмы. (От искусства Древнего мира к XX веку). Актуализация искусства прошедших веков в последующих стилях. (Примитив и Пикассо. Барокко и Ар-деко. Постмодернизм. Античность (в эпоху Возрождения, в XIXв, в начале и в конце XX века). «Искусство видеть» Джона Бергера

Экскурсия в Третьяковскую галерею, музеи современного искусства

Теоретическо-практическое Человек в изобразительном искусстве.

Мимика в психологическом портрете. Мизансцена, поза, жест в русской и мировой живописи и скульптуре.

Лекция Человек играющий: зрелищное искусство от народных игр до интерактива

Ведущие деятели театра XX-XI и различные течения сценического искусства в культурном контексте эпохи. Человек играющий: народный импровизационный театр и современный интерактивный театр, интерактивные телепрограммы. Самые успешные театральные проекты в России и за рубежом. Современные точки зрения на систему Станиславского. Современная театральная манера.

Экскурсия в Третьяковскую галерею, музеи современного искуства

Две лекции на потоке 8 часов

Юридические нормы и авторское право

Дополнительно

В какой организации и по каким документам можно уточнять юридические нормы в конкретном случае.

Нормативные акты и законодательная база продюсирования ТВ-проектов. Закон о средствах массовой информации. Юридический порядок проведения интервью (с ребенком и др)

Предмет и источники авторского права. Изменение норм авторского права после 2000 года.

Объекты и субъекты авторского права.

Способы защиты по гражданскому и авторскому законодательству. Особенности возмещения морального вреда.

Договоры. Общее понятие о договоре. Форма авторского договора. Условия авторского договора. Интересы сторон. Ответственность сторон. Договор с режиссером-постановщиком. Договора с участниками творческо-производственного коллектива.

Рассматриваются образцы договоров.

Психология общения (межличностного, в группе, в эфире)

Гуманитарная психология. Экология человеческих отношений. Психология межличностная, в группе, в эфире.

Инструмент актера – психофизиологический аппарат.

Стрессоустойчивость. Форсмажорные ситуациии.

Эффект первого впечатления. Внешний вид, взгляд, мимика, жесты.

Психологическое воздействие в споре. Психологическая пристройка. Приемы, привлечение и удержание внимания. Установление контакта с аудиторией.

Речь как психо-физиологический процесс.

Компьютерная грамотность Теоретико-практическое 4 часа

Умение пользоваться современной техникой – цифровым фотоаппаратом, сканером, веб-камерой, принтером, ноутбуком. Знание Интернет-технологий в объеме, достаточном для полноценного использования ресурсов Интернета и его служб. Механизм работы поисковых систем для нахождения нужной информации.

Специальные дисциплины

Успешные стратегии в журналистике ТВ и интернет-каналов Лекция на потоке 4 часа

Миссия журналистики. Новая журналистика. Авторская журналистика. Индивидуальные стили – «гонзо» и др. Журналистика как высокое искусство. Личность в журналистике. Этика делового общения, этика в деятельности журналиста по сбору информации. Телевизионные жанры. Съемка в студии.

Теоретико-практическое: Планирование сюжетов в информационный выпуск новостей. Предварительная вёрстка сюжетов информационного выпуска, оформление заявки на съемку.

Лекция на потоке по интернет-журналистике
Возможности деятельности журналиста в сфере интернета.

Информационное общество. Переход на цифру. Конвергенция телевидения и интернета как важная тенденция современного мира. Видео сюжеты в интернет-ТВ и интернет пространстве. Вирусное видео. Веб-редакция и менеджмент СМИ в Интернете.

Массовая информация как двухкомпонентное образование: информационный вещательный компонент и коммуникативный компонент.

Гипертекстуальность, интерактивность и мультимедийность в электронных сетевых изданиях и каналах.

Семь амплуа телевизионного журналиста Теоретическо-практические

Репортер, интервьюер, комментатор, обозреватель, модератор, шоумен, ведущий новостей. Юмор в журналистике. Специфика телеэкрана. Журналист в кадре и за кадром. Новейшие цифровые и компьютерные технологии в сфере работы с информационными потоками. Синхронность – асинхронность, он-лайн, офф-лайн.

Монетизация интернет-проектов журналиста.

Основы драматургии.

Работа ведущего над текстом.

Основы драматургии. Анализ текста. Специфика стихотворного текста. Литературный сценарий документального и игрового телефильма и телепередачи как литературное произведение

Форма сценария. О «сценариях», написанных классиками литературы. Композиция сценария. Сюжет и фабула. Структурная единица сценария. Конфликт как движущая сила сюжета. Приемы усиления конфликта.

Стилистика сценария

Образная система сценария. Специфика закадрового текста.

Работа актера над ролью. Анализ замысла автора.

Основы произнесения стиха.

Стиль, лексика, речевые ошибки.

Культура и техника речи.

Культура речи.

Мастерство эфирного выступления на радио и телевидении.

Чтение с листа и телесуфлер. Группирование слов. Быстрый анализ структуры фразы. Способы оживить чтение по телесуфлеру.

Орфоэпия – правильное произнесение слов. Работа со словарем.

Логика речи: актуальное членение предложений, логическое ударение и логический центр, основные законы, знаки препинания, паузы. Главное и второстепенное, композиция, перспектива, подтекст.речи (текста). Композиция. Вступление, основная часть, кульминация, заключение. Законы логики: тождества, противоречия, исключенного третьего.

Виды публичных выступлений. Эмоция, атмосфера, темп, ритм. Умение говорить под музыку. Правильное произнесение стихотворного текста.

Нормативное произношение, ударение, разрушение устойчивых словосочетаний, жаргон. Методы изложения материала.

Использование вспомогательных средств в работе тележурналиста (словари, справочники и т.д.).

Речевые ошибки в языке СМИ. Трудные случаи формообразования слов. Трудные случаи ударения. Трудные случаи употребления слов. Нормативные рекомендации.

Техника речи. Тренировка и укрепление речевого аппарата

Дикция. Работа по исправлению недостатков и отработка легкости речи. Постановка речевого голоса: дыхание, артикуляция, резонирование, развитие диапазона, гибкости голоса. Орфоэпия (правильная речь): литературная норма произношения, работа со словарем, «Голосовые фигуры» знаков препинания.

Выразительное чтение с элементами актерского мастерства:

Разные стили телевизионных текстов. Неслышное дыхание, мягкий тембр, чистая дикция. Субтон. Правильная артикуляция. Выправление говора. Закадровый текст и радиопрограммы – умение быть видимым.

Подготовка к передаче

Особенность работы в живом эфире, импровизация. Оптимальное творческое состояние.

Актерское мастерство

Система Станиславского в практическом применении. Методики М. Чехова, биомеханика Мейерхольда. Театр переживания и условный театр. Действие в разных жанрах. Актерское мастерство в свете современной психологии. Элементы психотренинга. Игра и импровизация. Перформанс. Актер в телесериале. Рекламные ролики и мастерство яркого эпизода.

Педагог предлагает эффективные авторские методики. Систематизированные закономерности использования средств вербальной и невербальной коммуникации: в виде правил эффективного общения, алгоритмов человеческого поведения и выражения чувств и мыслей в жизни и на сцене. Особенности применения мимики, жеста в современном театре и на экране. Единство психических и физических процессов – жизнь духа и тела. Лицо человека в понимании Пенфилда. Состояния аффекта, стрессовые состояния – как их играть. Слезы и смех. Соответствие дыхания эмоциям и ситуациям. Произвольное и непроизвольное внимание. Управление эмоциями через воображение.

Тема частично сформулирована в виде раздаточного материала - краткие выжимки широких тем: «7 видов пауз и их функции», «10 движений головы и их значения в речевом процессе», «13 видов реакций (актерских оценок)», и так далее.

Актерское мастерство – навыки, которые нужны во всех творческих профессиях – это знание о человеке.

Работа актера с режиссером, выполнение режиссерской задачи.

Компоненты работы актера (ведущего) и их взаимосвязь (речи и тела, микромимики и мышления, мышечной свободы и голоса и пр.)

Роль воображения в процессе общения. Тело и лицо. Свобода и выразительность. Микромимика. Невербальный язык Речь и мышление, разговорная речь. Актер в разных системах театральной педагогики (К.Станиславский, М.Чехов и др) Имидж как поиск своей индивидуальности.

Мастерство телеведущего

  1. Работа в эфире, телесуфлер
  2. Работа ведущего в разных стандартах телеэфира. Мастер-класс Юлианны Шаховой

Стилистика, этикет

Внешний образ роли. Основы грима. Соответствие имиджа ведущего стилю передачи или сюжета. Харизма. Медиа-лицо.

Этикет – система поведения.

Пластика

Тренинг пластической свободы, гибкости, равновесия, ориентации в пространстве. Фиксация мизансцены. Контактная импровизация.

Работа перед камерой.

Функции актера и оператора в создании видеоматериала. Темпо-ритм. Движение по меткам. Фиксация мизансцены и позы при сохранении органики и задачи роли. Фотосъемка.