ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Режиссер документального кино

Учебный план "Режиссер документального кино".
Длительность обучения: 9 месяцев, 564 часа.
Занятия проходят 3 раза в неделю.
Вечерние группы с 19.00 до 22.00.
Многие слушатели трудоустраиваются в процессе обучения.
По окончании курса слушатели сдают государственный экзамен и защищают дипломную работу.
Диплом государственного образца о профессиональной подготовке.

«Режиссура документального кино»

Режиссер документального кино — профессия интеллектуальная, творческая и требующая хороших организаторских способностей. Именно таких ребят объединяет в Школе Телевидения и Дизайна курс «Режиссура документального кино».

Режиссеру документального кино, в отличие от мастера игрового кино, нет нужды придумывать сюжеты и характеры, ему, как правило, не нужны актеры и декорации: его материал – сама жизнь. Именно из жизни режиссер документального кино берет мгновения, способные поражать, нести большие идеи, вызывать глубокие чувства – надо только суметь дождаться этого мгновения, увидеть его и вовремя «схватить» камерой. К слову, в нашей Школе Телевидения и Дизайна большое внимание уделяется обучению будущих режиссеров документального кино работе с камерой, ведь очень важно, чтобы режиссер документального кино умел снимать кино на камеру сам.

Сложность работы режиссера документального кино состоит в том, чтобы заставить зрителя обратить внимание на мимолетные моменты. Документальный фильм должен привлекать не «жареными» фактами, а внутренней движущей силой. Обучение по курсу «Режиссер документального кино» включает в себя изучение всех стадий производства — от подготовки к съемкам до монтажа.

Для каждого, кто выбрал его своей профессией, Школа Телевидения и Дизайна открывает самые широкие возможности. Тот, кто однажды связал свою жизнь с документалистикой, вряд ли когда-нибудь оствит это дело. А для многих режиссеров опыт работы в документалистике является замечательной подготовкой для успешной карьеры в игровом кино. Документальное кино — это индустрия, требующая от каждого проявления инициативы, независимости и яркой индивидуальности.

Учебный план "Режиссер документального кино".

№п/п Наименование разделов и дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции Практические занятия
I. Общепрофессиональные дисциплины 80 60 20  
1. Технология телепроизводства 16 12 4 зачет
2. История ИЗО 32 24 8 зачет
3. Психология общения 16 12 4 зачет
3. Авторское право 16 12 4 зачет
II. Специальные дисциплины 304 188 116  
1. Мастерство телережиссера 64 40 24 Экзамен
2. Актерское мастерство 48 28 20 Экзамен
3. Основы драматургии 48 32 16 Экзамен
4. Основы операторcкого мастерства 32 20 12 зачет
5. Основы музыкальной культуры 32 20 12 зачет
6. Теория и практика монтажа 32 16 16 зачет
7. Основы документалистики 48 32 16 Экзамен
III ПРАКТИКУМ 168   168  
Защита дипломной работы 12 6 6 Защита
ИТОГО: 564 254 310  

Документалистика — сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: сначала отбирается жизненный и документальный материал, а затем на его основе создается сценарий. Обо всех этапах и тонкостях создания документального кино студенты Школы Телевидения и Дизайна узнают от настоящих мастеров своего дела.

Режиссер документального кино имеет дело с очень сложным и многогранным явлением. Документальное кино отражает не только реальность, но и ее личностное восприятие. Документальное кино требует внимательного, вдумчивого и неторопливого просмотра.

Материалом документального кино являются съёмки подлинных событий и лиц. При этом документальное кино может иметь форму событийной хроники, кинолетописи, кинофиксации для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение), авторской журналистики и художественного фильма. Об этом преподаватели нашей Школы Телевидения и Дизайна подробно рассказывают студентам.

Режиссеру документального кино, в отличие от мастера игрового кино, нет нужды придумывать сюжеты и характеры, ему, как правило, не нужны актеры и декорации: его материал – сама жизнь. Именно из жизни режиссер документального кино берет мгновения, способные поражать, нести большие идеи, вызывать глубокие чувства – надо только суметь дождаться этого мгновения, увидеть его и вовремя «схватить» камерой. К слову, в нашей Школе Телевидения и Дизайна большое внимание уделяется обучению будущих режиссеров документального кино работе с камерой, ведь очень важно, чтобы режиссер документального кино умел снимать кино на камеру сам.

Структура документального фильма многообразна: натурные и интерьерные съемки, архивные видео- и фотоматериалы. К жанрам документалистики относятся: кинорепортаж, киноочерк, киноисследование, социальная кинопублицистика, кинодневник, кинопутешествие, фильм-портрет, кинопроза, кинодрама, киномелодрама, кинокомедия, кинопоэзия, кинотрагедия. При этом документальные жанры постоянно видоизменяются. То и дело возникают новые, экспериментальные – на стыке игрового и неигрового кино. Преподаватели Школы Телевидения и Дизайна знакомят студентов со всем разнообразием жанров. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Режиссеры документального кино нередко поднимаются до серьёзных философских обобщений в своих произведениях. В основе драматургии документального кино лежит реальная драма жизни.

Сегодня технические различия между кинематографическими и телевизионными фильмами все больше стираются, потому что их производство стало аналогичным. В содержательном же отношении разница все-таки остается. На телевизионное документальное кино журналистика влияет сильнее: в нем больше закадровых пояснений и титров. Режиссеры-кинодокументалисты, не скованные телевидением, оставляют большую свободу восприятия своих фильмов, а это предполагает более интенсивную внутреннюю работу со стороны зрителя. И тот, и другой подход имеют право на существование. Если же выраженного авторского взгляда нет, а есть лишь комментарий какой-то проблемной темы, то это скорее развернутый спецрепортаж, чем настоящая документалистика.

Особенность работы над документальным фильмом заключается в том, что в этой работе всегда присутствует импровизация. Для режиссера документальное кино - уникальное средство познания мира и самовыражения, проявления таких качеств, как изобретательность, гуманизм, сострадание и юмор. При этом режиссер документального кино вынужден искать более сложные способы выражения авторского взгляда на вещи, чем, например, автор игрового кино, который может просто внести изменения в сценарий. Режиссер документального кино вынужден придерживаться рамок правдоподобия, не насыщая фильм собственной оценкой событий и героев. Однако только позиции режиссера документального кино недостаточно, чтобы сделать фильм интересным. Чтобы фильм получился увлекательным необходимо найти небанальную тему. Авторская позиция должна быть подвижной и ненавязчивой, язык экрана — выразительным. У каждого мастера-документалиста, режиссера документального кино – свое лицо, стиль, философия. Документальное кино - это вид авторского искусства. Студенты нашей Школы Телевидения и Дизайна имеют широкие возможности самовыражения в процессе учебной деятельности.

Среди широко применяемых режиссерами документального кино методов особой популярностью пользуется метод «длительных наблюдений». – когда бесшумные камеры следят за героем на протяжении длительного времени. Нередко документальный фильм представляет собой кинопортрет интересной личности или обычного человека. Бывает, «неигровое» кино, как часто называют документальные фильмы, включает в себя игру, когда режиссер документального кино делает эту игру средством восстановления документированных событий, имевших место в прошлом. Эффект образности в документальном кино достигается особыми приемами монтажа. Беспроигрышный прием документального кино заключается в сопоставлении в монтаже эпизодов сегодняшнего дня с кадрами исторической записи. Значительно обогатило фильм обилие электронных спецэффектов. Например, уходящий вдаль герой как бы застывает в графическом, лишенном полутонов рисунке, словно бронзовеет, отдаляясь от нас и принадлежа своими воспоминаниями истории. Этому же эффекту служит прием замедленного движения. Зачастую ведущим элементом драматургического решения документального фильма является фигура журналиста, организующего действие перед камерой и комментирующего отснятые эпизоды. Появляясь в документальном фильме в одном кадре вместе с героями, иногда на фоне старой хроники, он олицетворяет тем самым связь времен.

В целом же в документальном кино не столь важны художественные средства кинематографа, сколько живой герой. Документалистика вплотную приближается к человеку. Именно поэтому начинающему режиссеру документального кино мастера рекомендуют обходиться без музыки, - она создает иллюзию ритма. Сначала нужно научиться справляться с ритмом изображения

Наша, российская документалистика, будучи одной из самых сильных в мире, никогда не была только информационной или только публицистической. Она всегда была высокохудожественной, поэтому большое значение для режиссера документального кино имеет вдохновение. Без эмоций в документальном кино ничего сделать нельзя.

Сложность работы режиссера документального кино состоит в том, чтобы заставить зрителя обратить внимание на мимолетные моменты. Документальный фильм должен привлекать не «жареными» фактами, а внутренней движущей силой. Документальный фильм должен проникать в глубинный смысл найденных тем. И многим студентами нашей Школы Телевидения и Дизайна удается находить такие темы уже для своих дипломных работ.

Обучения по курсу «Режиссер документального кино» в Школе Телевидения и Дизайна включает в себя изучение всех стадий производства — от подготовки к съемкам до монтажа. В процессе обучения, слушатели нашей Школы Телевидения и Дизайна, изучают общепрофессиональные дисциплины, к которым относятся: технология телепроизводства, история документального телефильма, психология общения, авторское право; и специальные предметы: режиссура документального кино, музыка в документального кино, сценарное мастерство, основы мастерства телеоператора, режиссура звука, режиссура монтажа, техника речи.

Документальное кино может быть очень разным – и пропагандистским, и политически ангажированным, и спекулятивно-сенсационным, и исполненным подлинного трагизма, и комедийным, и поэтически-философским – всяким. Для каждого, кто выбрал его своей профессией, возможности здесь самые широкие. Но тот, кто однажды связал свою жизнь с документалистикой, вряд ли когда-нибудь оствит это дело. А для многих режиссеров опыт работы в документалистике является замечательной подготовкой для успешной карьеры в игровом кино. Документальное кино — это индустрия, требующая от каждого проявления инициативы, независимости и яркой индивидуальности.

Посетить страничку разработчика

Находится в каталоге Апорт Rambler's Top100