Первая Национальная Школа Телевидения
Российский Государственный Университет
имени А.Н. Косыгина

Агишев Одельша Александрович. Сценарное мастерство

Агишев Одельша Александрович

Сценарист, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РФ, профессор ВГИКа, преподаватель Школы Телевидения и Дизайна.

  • 1965 СТРАНИЦЫ ВЕКОВ (док) автор сценария и дикторского текста
  • 1966 БЕЛЫЕ, БЕЛЫЕ АИСТЫ автор сценария
  • 1966 НЕЖНОСТЬ автор сценария
  • 1969 ВЛЮБЛЕННЫЕ автор сценария
  • 1970 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ КОМИССАР автор сценария
  • 1971 КРЕСТЬЯНЕ (док) автор сценария и дикторского текста
  • 1973 ВСТРЕЧИ И РАССТАВАНИЯ автор сценария
  • 1974 МОЙ ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК автор сценария
  • 1974 ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА автор сценария
  • 1978 ЛЮБОВЬ И ЯРОСТЬ автор сценария
  • 1980 КАКИЕ НАШИ ГОДЫ автор сценария
  • 1982 ЮНОСТЬ ГЕНИЯ автор сценария
  • 1988 ШОК соавтор сценария
  • 1992 МЕСТЬ ДЕВЯТИ ПРОРОКОВ автор сценария
  • 1997 ГОЛОСА (док) автор сценария
  • 1999 НОВРУЗ В МОСКВЕ (док) автор сценария 
  • 2001 ИСЛАМ В МОСКВЕ (ЗЕЛЕНАЯ ТЮБЕТЕЙКА) (док) автор сценария 
  • 2002 ОХОТА НА АНГЕЛА (док) автор сценария
  • 2002 ОБНАЖЕННАЯ НАТУРА (телефильм)соавтор сценария

Разговор с мастером.

Корр. – Одельша Александрович, сколько Вы лет преподаете?
О.А. – Давно, ой, давно… Я рано начал преподавать, меня во ВГИК пригласили, и первый выпуск мы готовили вместе с доцентом Верой Владимировной Туликовой. Несколько лет назад пригласили сюда, в школу. Ну и пишу свои сценарии. Скучать не приходится.:)

Корр. — А что можете рассказать про своих учеников?
О.А. – О них могу говорить долго! Учениками я горжусь. Я тут посмотрел список наших, отечественных фильмов, вышедших в 2007 году, в этом списке примерно 100 картин. И у десяти из них авторы сценария – мои ученики. Ну а 11-ая – моя собственная картина. А вообще многие картины российского производства сделаны моими учениками.

Конечно, по-разному бывает, год на год не приходится. Но есть среди моих учеников люди, которые стали не только моей гордостью, но и гордостью всего нашего кино.

Луцик и Саморядов — известные, талантливейшие сценаристы, создатели сценариев к фильмам «Дюба-Дюба», «Гонгофер», «Дети чугунных богов».

Саша Гоноровский, в активе которого удивительный фильм «Железная дорога», который взял «Серебряную ладью» на кинофестивале «Окно в Европу» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».

Илья Рубинштейн создал прекрасный сценарий к фильму «Вставай, страна огромная!».

Владимир Моисеенко стал одним из сценаристов фильма «12» Никиты Михалкова…

То есть учениками я горжусь. Есть прекрасные ребята, которые уже сами преподают, и делают это неплохо. Так что везет мне с учениками.

Корр. – А Ваши выпускники из этой школы добиваются чего-то на сценарном поприще?
О.А. – Конечно! Я часто встречаю в титрах фильмов фамилии студентов, которых учил и выпускал уже тут, в школе. И я хочу сказать, что у нас скоро будет прекрасное кино! Сейчас 85 процентов кинорынка – это американские и европейские картины, наших – пока только 15 процентов. Но пройдет немного времени, и мы свои 50% завоюем, потенциал есть, талантливых ребят много, умения, возможности и желания у них есть. Поэтому не верить в хорошее будущее нашего кинематографа я не могу.

Корр. — Одельша Александрович, а хватает ли Вам 9 месяцев, чтобы вложить в своих студентов все самое важное и значимое на Ваш взгляд?
О.А. – Для начала я хочу сказать, что традиционно в нашей стране сценаристов учили 5 лет. Например, во ВГИКе. И я уверен, что ВГИКовские 5 лет – это слишком много, столько не нужно. А 9 месяцев?… За это время можно студентов правильным образом соориентировать, настроить, научить азам и придать ускорение, чтобы дальнейшим обучением для них стала уже практика, реальная работа. Да, и главная моя задача – научить людей пишущих киноязыку, и вот это сделать за 9 месяцев можно.

Корр. – Быть сценаристом – это сложное дело?
О.А. – Ну нелегко, конечно. В нашей профессии надо уметь держать удар. С одной стороны наша профессия – фундаментальная, потому что сценарий – это фундамент любого фильма, с другой стороны – это зависимая профессия. Потому что есть еще режиссер. И важно не только написать хороший сценарий, но и правильно взаимодействовать с режиссером, где-то прогнуться, отказаться от какой-то своей идеи, если она не подошла режиссеру, ну а где-то настоять на своем, если уверен, что вот этот эпизод выкидывать нельзя ну никак. Поэтому это непросто, для многих начинающих сценаристов процесс адаптации к профессии проходит болезненно, кто-то даже ломается.
Я стараюсь не быть жестким со своими учениками, не предъявляю завышенных требований, но у меня есть одно условие, которое я ставлю перед каждым: нужно двигаться вперед. Если человек не развивается, если нет динамики, сначала пропадает интерес к тому, что делаешь, потом оказываешься в вакууме, потому что остальные-то уже вперед ушли, никто возвращаться не будет. И вот с этого места разогнаться, набрать скорость, восстановить тонус уже почти невозможно. Поэтому говорил, говорю и буду говорить: идти вперед, держать удар и созидать, творить, развиваться!

Rambler's Top100